На днях была интересная дискуссия по поводу того, какой бизнес считать «белым и пушистым».
Я в этом вопросе склоняюсь к мнению платежных систем: если у Вас много рефандов и фрода, ищите себе другую клиентскую базу. Без оправданий. Даже если «не виноватая я».
Если у Вас клиентская база, с которой Вы не хотели бы пообщаться «вживую», ищите себе другую клиентскую базу.
Если Ваш продукт используют в основном «в черную» или «в серую» — делайте новый продукт или опять же ищите другое, более адекватное его применение вкупе с новой клиентской базой.
Говорить о том, что хлебный нож можно использовать в том числе и для убийства, не аргумент: большей частью хлебных ножей все-таки режут хлеб, что ни говори.
Продавая сомнительный продукт, работая с сомнительной клиентской базой, ты перетягиваешь на себя их проблемы. Хочется тебе этого, или нет.
Причем это именно твоя забота — обеспечить «правильное» применение продукта, отсеивать «неправильных» клиентов. Не должно быть ни одного кусочка продукта, ни одной строчки в сейлз-леттере, даже намекающей на его нелегальное или неэтичное применение.
Деньги — пахнут. Причем заметно и часто неприятно.
Базы Пастухова теперь дорвейщикам не продадут? :)
Я не вижу проблем с дорвеями до тех пор, пока народ не занимается взломом сайтов ради их заливки. То есть для меня дорвеи — абсолютно «белый» рынок, в отличие от спамеров.
Современный дорвейщик генерит контент, который может и не вызывать подозрение в его искусственности. Поисковые машины все еще не могут провести четкую грань между дорами и «белыми» сайтами.
Мне кажется, эта грань должна находиться на уровне впечатлений посетителя сайта. Что-то вроде демократии.
Если люди «голосуют ногами» против какого-то сайта — это 100% дор и манипуляция, даже если написан с благими намерениями живым человеком. Если люди в итоге находят то, что искали — это «белый» сайт, даже если он создан роботом.
Хороший пример «белого» дора — история чувака, который написал систему автоматического создания мини-книг по узким тематикам с помощью банального парсинга гугловых результатов. «Ручного» труда там была пара процентов — переделать все в удобовитаемый вид.
У него несколько десятков тысяч книг на амазоне продавалось, причем некоторые стоимостью до $1,000. Дор? Абсолютно. Белый? Абсолютно, процент рефандов у него был мизерный.