Спросите у людей (да и у самого себя, к слову), как они себе представляют профессионала в любой деятельности? Образ чаще всего будет похож на робота, а не на живого человека. В итоге, когда приходит время «выглядеть профессионально», мы напяливаем на себя маску безучастного, холодного «эксперта», не задумываясь о последствиях.
Может, неожиданно, но внешнее подавление эмоций, по факту, непрофессионально по следующим основным причинам:
1. Любая ситуация имеет контекст, причем эмоциональный. Попытка вычленить из набора ситуаций «некоторые общие правила и принципы» приводит к излишнему упрощению, а часто и к потере самых важных, критичных деталей и «мелочей».
Например, всем известная история про цех, новый начальник которого попросил смены при уходе писать мелом на полу свою выработку, что привело к конкуренции между сменами и повышению общей производительности. Уберем из нее «мелочи» вроде цеха, нового начальника, смен. В сухом остатке будет: «Конкуренция внутри компании повышает производительность». Да херня полная! Конкуренция внутри компании разрушает социальные связи, без которых эффективный обмен информацией в принципе невозможен. В данном случае смены полностью изолированы друг от друга, поэтому обмена между ними нет. А если бы был?
Основное достоинство именно этой конкрентной истории — в том, что каждый может приложить увиденный контекст к своей компании, при этом выводы могут быть прямо противоположными в разных случаях. Почему сотрудники стали конкурировать? Из страха? Из азарта? Из желания понравиться новому начальнику? По материальным причинам? Читая истории, ты как бы проживаешь их в своем контексте, пропускаешь их через свой жизненный опыт.
Самый эффективный способ передачи кейсов — именно в виде самих живых, эмоциональных историй, без опускания кажущихся мелкими и неважными деталей. Именно они, будучи приложенными в каждом конкретном контексте, обретут новый смысл. То есть маркетинг формализовывать, а уж тем более лишать его эмоционального аспекта не просто бессмысленно, но и вредно.
2. Мы воспринимаем информацию и принимаем решения подсознательно, рационализируя наши решения постфактум. Чем более эмоционально полученное сообщение, тем больше шансов у него закрепиться в подсознании и вызвать изменение поведения. История про цех запомнится на всю жизнь и будет влиять на все последующие решения маркетолога или менеджера, фраза «Конкуренция внутри компании повышает производительность», скорее всего, будет «понята», «усвоена» и забыта сразу же после закрытия книги или вкладки в браузере.
Парадокс, но формализация, структурирование информации объективно вредит ее восприятию, усвоению и запоминанию. Лучшие книги и курсы по маркетингу, которые я встречал в своей жизни, были оформлены именно в виде набора историй, пусть и «размазанных» по тексту. Именно эти книги и курсы повлияли на мой бизнес, а всякая сухая херь вроде набора правил так и осталась где-то в прошлом. Я натыкаюсь время от времени на нее в конспектах, но без историй я каждый раз забываю их снова, и снова.
Лучший учебник по физике, который я держал в своей жизни, был выпущен в 60-х годах и состоял практически полностью из историй. Читалось на одном дыхании, большая часть оставшихся у меня в голове знаний по физике — именно из него. То же — и в отношении экономики, к слову.
Мы лучше всего воспринимаем истории в виде живого повествования, живой речи. Ты должен именно рассказывать истории, а не читать их с бумажки. Это относится и к печатной форме. Твои тексты должны быть похожи на разговорную речь, иначе ты моментально теряешь внимание читателя.
3. Чем больше личных, эмоциональных, интимных фактов мы знаем о человеке, тем больше у нас возникает ощущение того, что мы знаем его лично. Тем больше уровень доверия и желание идти на контакт — основа как рекламы, так и пиара.
И наборот — чем более сухим «умником» выглядит «эксперт», тем меньше у нас доверия к нему и его словам, тем меньше желания идти на контакт и вообще иметь с ним какие-нибудь дела. Более того, безапеляционное заявление эксперта о своей правоте (да, я этим тоже страдаю) вызывает защитную реакцию у читателя или слушателя. Тут уже не важно, что говорит эксперт — важно, как его слова воспринимает аудитория. Если ты всем своим видом говоришь им о том, что они все — гамно, ты их уже потерял. Даже если говоришь важные и правильные вещи.
Подводя итоги: Профессионал — эмоциональный, живой, свежий и интересный ЧЕЛОВЕК. Ньюб — сухой, зажатый, скрытный, пафосный робот на умняке.
Профессионала видно прежде всего по вашим внутренним ощущениям от общения с ним и его материалами:
Интересно? Увлекательно? Хочется читать еще или пойти сделать что-нибудь? Профессионал!
Скучно? Сухо? Клонит в сон? Отвлекаешься на новости, почту и контактик? Возникает желание возразить или даже оскорбить в ответ? Ньюб.
В ориентировании на истории а не на системный подход есть один существенный подводный камень. Сторитейлинг — отличный инструмент в убеждении человека в чём угодно. Почти под любое утверждение можно найти подходящие истории. А если таковых нет, то можно либо придумать их либо приукрасить существующие. Вся религиозная и мотивационная литература (по сути та же религия) построены на этом принципе. Так что при чтении историй следует учитывать что автор может иметь цель убедить читателя в несовсем реальном положении дел.
Согласен с тем, что истории — мощный инструмент убеждения и их стоит потреблять с осторожностью.
Не согласен с тем, что тебя могут убедить в «не совсем реальном положении дел», поскольку мы — отражение потребленных нами историй, который так же могут отличаться от реальности, как и внешние истории.
А судьи — кто? :)
Поэтому я все-таки потребляю истории — в целом могу сказать, что позитивный эффект от них превышает, по моему мнению, негативный.