Итак, мой продукт «стрельнул» и принес буквально за пару дней что-то около $70,000 продаж. Сумма вроде как значительная, но из нее примерно половина ушла аффилиейтам, а мне, по условиям договора с сингапурцами, досталась треть от оставшегося. То есть что-то около $13,000-$15,000. Сумма, по тем временам, примерно равная стоимости однокомнатной квартиры.
Продажи после первоначального всплеска резко пошли на спад, и буквально через пару недель вышли на уровень одной-двух в день. Проблемы с онлайн-инструментами, используемыми моим продуктом, никуда не делись: мне чуть ли не каждый день приходилось что-нибудь менять и допиливать. Да и сам продукт мне реально поднадоел за полтора года разработки.
В итоге я решил открыть более серьезный, как мне тогда показалось, бизнес по оптимизации Google AdWords. Учитывая, что англоязычный рынок тогда был гораздо больше русскоязычного, ориентироваться я решил сразу на буржунет. Соответственно, сразу начал искать сотрудников «на вырост»: мама мне посоветовала двух свежих выпускников факультета иностранных языков, с которыми я сразу договорился и начал искать офис.
Планов было громадье, поэтому я сразу взял себе помещение на 50 квадратов в бывшем офисном здании развалившегося завода, попутно подсчитывая будущие прибыли с полной комнаты сотрудников :)
Помещение было в стиле «индустриальный гламур 60-х»: рваный линолеум, местами — обои, следы демонтированного промышленного оборудования и ностальгические находки за деревянной решеткой батарей: крышки от советского лимонада, открытки «за добросовестный труд» и прочий инженерно-бюрократический хлам. Деньги — были, и я спешно начал делать ремонт.
«Вынырнул» я где-то недели через три в прилично отремонтированной и абсолютно пустой и громадной комнате. Въехав туда с первыми двумя сотрудниками, мы неуютно притаились в самом конце этого громадного зала за тремя маленькими столами. Огромные окна во всю широкую стену создавали ощущение аквариума, причем достаточно холодного: щели из-за рассыпающегося от старости резинового уплотнителя были местами толщиной в карандаш.
На ремонт у меня ушло, по моим меркам (будущих прибылей, понятное дело), немного: буквально пара тысяч долларов. Хотя строители откровенно надо мной посмеивались: типа, лучше бы ты, парень, машину себе купил на эти деньги :)
В общем, долго сказка сказывается, да быстро деньги тратятся: буквально через 3-4 месяца я уже жил от перевода до перевода очередных денег от партнеров, попутно вкладывая все свое время, и силы в попытку научить сотрудников работать с адвордами. Попутно я регулярно «нырял» в программирование на неделю-другую, оставляя народ на самотек — давал им больше теории, а не практики.
Первых клиентов я получил практически сразу, но моей ошибкой было устанавливать свою оплату в виде процента от бюджетов: они были реально копеечными, так что мы, получается, работали чисто за интерес и за пиво. Сама по себе оптимизация — дело статистическое, требующее время на подтверждение своих экспериментов, поэтому все растягивалось в просто бесконечную череду однообразных дней.
Быстро устав от ручного подбора ключевых слов с помощью своего продукта, я решил собрать свою базу ключевых слов для внутреннего использования. Работа, на удивление, пошла бодро, и уже через пару дней у меня был первый миллион слов. Ну а дальше уже пошло сложнее: интернеты тогда были дорогие и медленные, так что я реально платил знакомым админам за то, чтобы они скачивали с моего сервера собранные данные, закатывали их на сидюки и приносили куда-нибудь в кафе. Своеобразный флоппинет :)
Еще где-то через месяц у меня уже была 10-миллионная база, еще через пару недель — 20-миллионная. Тогда уже встал в полный рост вопрос с работой с такими объемами: пришлось заморочиться и написать свою оболочку. Очнулся я с, по сути, готовым к продаже продуктом на руках. И практически без денег, даже с долгом в $1,000, взятым по случаю с кредитной карточки — эти деньги пошли на оплату очередного месяца аренды и зарплаты сотрудников.
Партнеры к тому моменту забили огромный болт на наш первый продукт, и продавался он абсолютно случайно. Да они, в принципе, сразу после релиза на него забили: понимали, что после ланча это все превращается в «обычный бизнес», тянуть который скучно и тяжело. Но, узнав про новый продукт, оживились, и выкатили очередной ланч, в этот раз уже поскромнее.
Этих денег мне хватило еще на пару месяцев существования офиса, после чего я его закрыл, а сотрудников — уволил, с огромным сожалением. Эпизодических продаж первого продукта и баз еле-еле хватало на текущие расходы, а я увлеченно искал идеи новых продуктов и запойно писал самые разные приложения: от блокнотов до систем онлайн-статистики, каждый раз предвкушая хороший профит.
Но профит, зараза, как-то не шел сам собой: все продукты писались, по сути, «в стол», а моего запала хватало только на покупку очередного домена и выкатывание туда краткого описания очередной поделки. Потом меня захватывала очередная идея, я сносил старый сайт и садился писать новый продукт.
По итогам седьмого бизнеса я оказался даже в худшей позиции, чем по итогам пятого: у меня уже был долг на кредитке (серьезные деньги по тем временам, к слову) и невозможность самостоятельной продажи своих готовых продуктов: и с даузера, и с баз я имел всего треть с продаж, так что мотивации заниматься этим ну вообще не было.
Интересно, а продолжение будет?
Макс, привет! А когда напишешь про свой бизнес №8?