Немного включив мозг, можно прийти к интересной и чрезвычайно полезной на практике привычке.
Стандартный набор вопросов:
- Что даёт нам наиболее ценные принципы?
- Если разбор своих ошибок даёт наиболее ценные принципы, нужно ли дожидаться их развития до кризисного состояния?
- Можно ли делать «профилактический осмотр»?
- Когда его лучше делать?
- Какие именно ошибки разбирать в первую очередь?
- Стоит ли вести список всех своих потенциальных ошибок?
- Если есть список, стоит ли его ранкировать по степени серьёзности ошибки?
- Если есть уже отсортированный список, есть ли смысл тратить время на нижнюю его часть?
- Есть ли смысл разбирать ошибки не в порядке их важности?
- Что, если не ограничиваться уже совершенными ошибками?
- Как можно найти ошибки, которые я, возможно, совершу?
- Как ранкировать чужие ошибки?
- Что, если начать с «ошибок всей жизни» других людей и примерить их на себя?
- Важное ли это дело?
- Если оно не важное, буду ли я так же в этом уверен через 10-20-30 лет?
- Какой приоритет имеет эта задача?
Итак, что же именно я делаю, и почему я считаю это самой полезной привычкой, выработанной мной за всю сознательную жизнь. И почему я сильно сожалею о том, что не стал применять этот метод раньше.
В течение дня, не обязательно в какое-то заранее определённое время, я пытаюсь задать себе один простой вопрос: «Где же я мог ошибиться?»
Чаще всего, этот вопрос даже задавать и не требуется, поскольку всегда есть ощущение того, что где-то что-то идёт не так, как надо. Если же к концу дня это не произошло естественным образом, тогда уже этот вопрос задаётся принудительно.
Ответом на этот вопрос обычно является описание какой-нибудь проблемы, и даже не обязательно чувствовать свою вину или даже ответственность. Важно только, чтобы эта проблема была наиболее актуальной в текущий момент. Допустим: «продажи продукта растут медленнее ожидаемого».
Под это дело создаётся заметка, где эта проблема стресс-тестируется по-всякому, то есть просто задаем по ней все более, и более глубокие вопросы. Где требуется — идём наружу в поиске чужого опыта. Сам процесс может занимать от 15 минут до пары часов, где на выходе в голове обычно появляется образ качественного решения как этой конкретной проблемы, как и будущих проблем этого класса.
Если вдруг осилили Далио, то речь тут идёт именно о новых принципах, которые сами собой формируются при разборе своих ошибок и способов их избегания в будущем. Они расширяют список «тестовых» принципов, а дальше мы уже на практике оцениваем эффективность их работы, корректируя их по мере необходимости или возвращаясь снова к стресс-тестированию если они, вдруг, не сработают.
Просто, да?
Теперь, что же получается на выходе? 365 дней — 365 разборов наиболее актуальных ошибок, то есть вместо того, чтобы дожидаться пульпита, мы идём к стоматологу тогда, когда ещё даже ещё не болит, а всего лишь реагирует на холод. Тот факт, что мы ищем свои ошибки принудительно, а не вынуждены их решать в режиме кризисного менеджмента означает не только экономию времени в будущем, но и профилактику превращения этих проблем в реальные, а иногда даже и фатальные, кризисы.
И, как мы тоже могли узнать у Далио, скорость получения фидбека от рынка — ключевой фактор обучения. Если же дожидаться превращения этих, пока ещё мелких и даже не особо заметных проблем в полноценный пожар, вместо 365 принципов за год мы получим всего 5-6, зато каких! И тут уже стоит себе задать вопрос о том, что мы лично считаем более адекватным с точки зрения наличия у нас мозга, а не опилок в голове? И готовы ли мы потратить аж целых 15 минут в день на это?
Да, полученные нами в этом режиме принципы будут не столь уж сильными, как в случае огребания нами реальной мзды с рынка. Но, даже если мы хотя бы 10% от найденных принципов применим, разница на длительных периодах будет более, чем заметной.
Теперь — самая «мякотка» этого подхода: а что, если решать не текущие, а будущие проблемы?
Казалось бы: откуда нам о них знать, да? И тут, внезапно, оказывается, что мы — ни хрена не уникальные, и все наши проблемы и сожаления миллионы и миллиарды людей до нас испытывали не раз, и охотно делились как своими ощущениями, так и советами. Только вот нам они не особо интересны, правда ведь? «Если бы молодость знала…» почему-то принято говорить именно в старости, хотя и до этих ваших Интернетов проблем с поиском внешней экспертизы не было вообще никаких, достаточно только от бабушек у подъезда не прятаться.
К слову, я купил в свое время именно трешку сразу, а не двушку, именно благодаря «бабке у подъезда» в виде синего соседа, которому захотелось мне, не менее синючему, пожаловаться на свою нелегкую судьбу.
И, соответственно, просто погуглить типичные ошибки и сожаления оказывается, временами (всегда), чрезвычайно полезно как для текущих, так и для будущих «нас». И, чем важнее область, тем больше нас ждёт открытий чудных.
Здоровье, родители, дети, карьера, старость, образование — это список ведь можно бесконечно продолжать, и по каждому из этих слов в комбинации с «типичные ошибки» или «типичные сожаления» можно нарыть просто кучу всего интересного и мотивирующего вздрогнуть раньше времени. Мотивация — она ведь не только позитивной бывает, да.
Тут важно не совершать очередную «типичную ошибку», и не начинать искать «как надо делать правильно». Если сравните то, что найдёте по этим двум вариантам запросов, не будете спрашивать, почему именно так. Риски — всегда важнее прибыли, в том числе и с мотивационной точки зрения.
На практике, такой подход даёт просто замечательные результаты в непрерывном улучшении качества и текущей, и будущей жизни. Не абстракция, а конкретика.
Допустим, в этом режиме я уже нашёл себе способ жрать меньше без голода («осознанная еда»), способ заниматься спортом по расписанию без включения силы воли (начал играть в настольный теннис), способ отучить себя валяться днем на диване (просто не беру туда айпад), и так далее. Вроде как и мелочи, но в сумме дают совершенно другую жизнь, как и ощущения от неё.
Сами пользуетесь этим методом?
Есть идеи получше?
Отличный пост.
Ты составил уже на завтра план написать план о планировании плана?
Этот план о планировании и непрерывном улучшении планов встроен уже в глобальный план, который ежедневно исполняется и оптимизируется в зависимости от результатов на выходе.
Собственно, ради избегания «планирования ради планирования» и были введены KPI.
Используются ли какие-то инструменты, программы для ведения планов?
Любой аутлайнер с длинными заметками подойдёт, на самом деле.
Их на рынке — масса, на любой вкус и цвет.
Я за свою жизнь перебрал несколько чужих, да своих несколько сделал.
Последняя версия — https://teamoutliner.com/
Я его лично под себя больше пилил все это время, коммерческим продуктом он только начинает становиться.
Самое большое удобство по сравнению с аналогами — написание заметок в режиме чата, то есть ты как бы не целиком заметку открываешь и редактируешь, а добавляешь строчки в конец.
Отлично подходит для всего: дневников/сбора информации/стресс-тестирования/конспектов/рефлексии и так далее.
Когда-нибудь допилю мобильную версию, тогда вообще чудесно будет.
Пока использую в сафари на айпаде — тоже достаточно удобно.
Увлечение философией — тоже разновидность прокрастинации и отлынивания от работы.
(только плз не сыпь простыню вопросов))
Дык я тут спорить не собираюсь, кстати.
Блог — мотивационный инструмент для меня, а не маркетинговый.
Когда пытался минимизировать ключевые риски по Адизесу на «детской» стадии бизнеса, это решение само собой всплыло.
Мне нравится писать и отвечать людям, с этой точки зрения блог отлично выполняет свою функцию, поддерживая мотивацию.
Если же с точки зрения, насколько блог мешает работе, у меня есть правило: не открывать его до конца рабочего дня, чтобы не было соблазна отвлекаться.
Работает, если что :)
И, да: я абсолютно согласен, что блог мне способен заменить любой объем работы, если я эту деятельности принудительно не буду ограничивать :)
С другой стороны, у меня сейчас проблемы с мотивацией особо и нет, это я просто перестраховываюсь.
Новое дело нравится реально, по крайней мере на старте, но вот риски я все равно в плане учитываю и отношусь к ним максимально серьезно.
Да и прокрастинация, на самом деле, чаще всего является выбором неподходящей для человека работы.
Я уже понял, что мне «работать» не подходит, мне больше нравится планировать и делегировать.
Соответственно, попытка взять на себя работу неизбежно приведет к прокрастинации, и этот риск я как менеджер должен минимизировать.
Для человека, который привык делать все своими руками, это может звучать дико, конечно.
Но, если что-то работает, лучше это не трогать :)
Хороший метод. Чтобы скорректировать поведение, нужно найти мотивацию более высшего нейрологического уровня, чем обнаруженное препятствие, проблема (например, желание жрать). Прояснение себя в счастливом будущем является одним из способов выйти на уровень убеждений и ценностей. Так мы можем отчётливо увидеть какие привычки приведут нас к желаемому состоянию, а какие нет.
Я все больше становлюсь сторонником отсутствия героизма в процессе.
Допустим, «осознанная еда» позволяет реально есть меньше без каких-то страданий.
Настольный теннис — двигаться в удовольствие.
И тут, действительно, больше вопрос выработки правильных привычек, которые впоследствии дадут накопительный эффект.
И, если уж стоит вопрос о долгосроке, лучше спрашивать об их последствиях у тех, кто имел шанс замерять их эффективность достаточно долго, тот самый «жизненный опыт» других.
И тут, кстати, не сколько «представление себя в светлом будущем», сколько избегание рисков важнее всего.
Избежав рисков, ты так или иначе к светлому будущему имеешь шанс доковылять.
Если же у тебя план — без проработки рисков, то до светлого будущего вряд ли кто долетит.
Я такую иерархию вижу:
1) «представление себя в светлом будущем» даёт цели и служит компасом
2) планирование — процесс поиска оптимального пути
3) «избегание рисков» — подход к планированию при котором влияние негативных факторов минимизируется или план предусматривает меры реагирования
т.е. «избегание рисков» не какой-то особый путь, а часть обычного процесса планирования
Хотя некоторые риски можно объявить как «антицели», придав им более важное значение.
Да, все так и есть.
Стресс-тестированные цели жизни — основное, без этого все остальное смысла не имеет, да и не может иметь по определению.
Планирование — это не «написание плана», а именно что «минимизация рисков».
Всё, что этого этапа, не планирование — а «мечты на тему».
«Антицели» — это, на самом деле, конечные пункты назначения в случае реализации рисков.
И риски, понятное дело, лучше разбирать в порядке их приоритета, то есть, действительно, в порядке масштаба проблем в этих «конечных пунктах».
Никакого героизма, наверно сложно написал, это как в пирамиде Маслоу. все уровни должны сочетаться, поддерживать и не противоречить друг другу. Иначе конструкция неустойчива.
Выражение «осознанная еда» уже говорит о том, что произошли какие-то изменения в представлении о правильном питании (это убеждения) или изменился приоритет этой стороны жизни (ценности). А изменения повлияли на привычки.
Тут важнее идея о том, что пирамида идёт не снизу вверху, а сверху вниз.
Отнюдь не все пути снизу идут наверх, и лишь разматывая этот лабиринт с конца, можно выйти в конкретные пути на старте.
Если начинать идти снизу вверх, не учитывая рисков верхних уровней, неизбежно об них споткнешься.
Из ларька с шаурмой у метро нет пути к транснациональной сети закусочных, и лучше это со старта понять, а не когда все-таки захочется расти дальше.
Неустойчивость тут идёт исключительно сверху вниз, а не снизу вверх.
Изменение верхних уровней крошит нижние, а не наоборот.
И связей снизу-вверх тут вообще нет и быть не может, на самом деле.
Тактика никогда не определяла стратегию.
По поводу еды: при разборе типичных ошибок в похудении набрел на мысль о том, что единственно рабочий вариант — изменение привычек и стиля жизни, а не разные кремлевские диеты.
Это если, конечно, горизонт планирования — жизнь, а не «похудеть к лету».
Вот и меняю помаленьку, очень осторожно и плавно, без экстрима.
Опять же, учитываю в этом аспекте чужой негативный опыт.
Оттуда же — и настольный теннис, кстати.
Да, работает.