Самая большая ошибка в стартапе

Сейчас готовлюсь к продаже одного из непрофильных проектов, заодно разбираю все риски процесса продажи и покупки бизнеса по ходу.

Не только «узнал», но и увидел на практике, что основная ошибка — не готовиться к продаже со старта. Это занимает просто дохрена времени и сил, да и цена покупки сильнее зависит от готовности бизнеса к переходу в другие руки, нежели от самого продукта.

Вот вы знали, допустим, что для покупателя софтовый продукт — не «актив», а «пассив»? Вот и я не знал. И наивно пытался в прошлом рассказывать, какой же у меня классный продукт, да технологии в нем.

И вопрос этой подготовки — даже не в том, реально ли ты готов его продать в будущем?

А в том, что в процессе этой работы ты просто вынужден собирать весь этот массив данных о своём продукте и рынке в целом, разбирать риски и перспективы, да смотреть на свое детище как бы со стороны. И конкурентов здраво оценивать, и видеть в них не только угрозу, но и будущих покупателей.

Чего стоит хотя бы вопрос: «Кто это вообще может купить и зачем?»

Этот вопрос только кажется простым, но поиск ответов на него тянет такое количество информации и инсайтов, что впору венчурную контору на этом рынке открывать.

Если мы внезапно ответим на этот вопрос отрицательно, то стоит ли вообще делать этот бизнес, в принципе? Никакой продукт, особенно софтверный, не сможет жить вечно, и этот вопрос потом все равно встанет. Но, как обычно, неожиданно, ибо как риск-менеджмент — не наш метод, ага.

И потерять возможность получить кешем 3-5 годовых доходов из-за лени просчитать этот аспект со старта как-то вообще ни хрена не укладывается в модель принятия решений психически здорового человека.

В общем, резко понял, что все последующие проекты буду именно с разработки плана их продажи начинать, а отнюдь не с разработки продукта или даже тестирования разнообразных претотипов.

Да и в текущих хорошо бы эту работу выполнить уже сейчас, хотя бы для объективного взгляда на ситуацию. А там, глядишь, и продать их захочу :)

Вот я держу сейчас в руках готовый бриф продаваемого бизнеса и понимаю, что будь у меня этот документ со старта, совсем по-другому бы стратегию строил. Жалко, что непрофильный: была бы хорошая площадка для экспериментов.

Времени на эту работу не жалко, кстати. Тяжёлая — да, но благодарная в части получения чужого опыта.

Всплыло и то, что софт — отнюдь не лучшая модель для бизнеса на продажу, если уж эту тему глубже копнуть. Вот и получается, что поход сверху-вниз в очередной раз крошит нижние уровни плана.

А вот сможете угадать, какая следующая по масштабу ошибка при продаже?

Ага: «Ждать слишком долго»

Как думаете, сложно ли угадать правильный момент для продажи?
И как он должен выглядеть, в идеале и почему?
И почему же нам так тяжело учесть уроки истории?
И зачем вообще нужно учиться на чужом негативном опыте, если не для этого?
Стоит ли дожидаться до «победного конца», потеряв 90% стоимости бизнеса?
Если нет, то почему эта точка не может быть определена заранее, еще до запуска?
И, если так, то что у нас в кармане: «бизнес по продаже софта» или все-таки «конвейер по запуску и росту проектов на продажу»?

VN:F [1.9.20_1166]
8 голосов
Самая большая ошибка в стартапе, 3.0 out of 5 based on 8 ratings
12 комментариев
старее
новее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Maksim

Проект прибыльный?

Макс Пастухов

Да.
И растущий.

Влад

Софт как компания должен продаваться, вместе с командой, над ним работающей. И чтобы потенциал был, рынок не протухал (как например протухает seo).

А что делать с чужой софтиной на загибающемся рынке — хз.

Макс Пастухов

Дык именно это я в итоге и отрыл :)
Сейчас, понятное дело, готовлю и команду, и автономность от меня как «незаменимого основателя».
Не базы и не SEO, если что.
Рынок — вечнозеленый, но в новую стратегию вообще никак не встраивается.
Да, подготовка займет не неделю и даже не месяц.
По моей оценке, до года.

Дима

А почему сео протухает? Пока поисковики на рынке, трафик с них будет востребован, а значит и оптимизация.

Макс Пастухов

Почему е-мейл спам протух?
Потому, что появились алгоритмы его фильтрации, и до людей стали доходить большей частью реально предназначенные для них письма.
Означает ли это, что исчезли конторы, занимающиеся спамом или профессиональной доставкой мыла?
Нет, остались и те, и другие, причём даже с выросшими доходами.
Только вот новичкам и массам там уже делать нечего.
А рынок делают массы, а не пара крупных игроков.
С повышением сложности и стоимости, да со снижением среднего результата, вилка неизбежно срезает мелочь.

СосоПавиашвили

Главное в момент анализа не ошибаться про размер рынка как делает Влад. Почитайте анализ гапс ком на тему сео индустрии. Это миллиарды долларов и оценка состоит не только из ашрефса, семраша и моза. Очень много агентств и рынок продолжает расти. Хуже отсутствия реального анализа рынка при выборе бизнес модели, только наличие плохого анализа рынка.

Макс Пастухов

Согласен, что адекватность оценки играет важную роль.
Какие критерии оценки в данном случае и, самое важное, какие из этих критериев применимы к моим продуктам и проектам?
Допустим, абстрагируясь от цифр гапса, что мы видим вокруг, конкретно в рунете?
Рынок растёт или стагнирует?
Как изменяется количество игроков?
Как изменяется финансовое положение игроков?
Какой процент в структуре рекламных бюджетов российских компаний занимает сео?
Какой процент оно занимало 5 лет назад, допустим?
Какова эффективность реализации этих бюджетов?
Много ведь вопросов, да.

Михаил Полыковский

Кстати, а как получить ответы на большинство из этих вопросов? Это же закрытая инфа. Даже если ты спросишь у нескольких экспертов, это может быть нерепрезентативная выборка.

Михаил Полыковский

Меня тут вот что смущает. Любой план можно похоронить под сомнениями, риск-менеджментом и негативными сценариями. В итоге получится либо что ничего не надо делать, либо будет вечное перебирание планов и отбрасывание как «плохих» и «рискованных». Как ты выходишь из этого замкнутого круга?