Тут я хотел бы ободрить тех детей и их родителей, кто свято уверен в том, что «все куплено» или что в творческих вузах учатся одни дети актёров и режиссеров. Мы сами чуть было не отказались от самой попытки сделать это, и я сам помню, как меня терзали сомнения до последнего момента.

Получилось немного успокоиться только тогда, когда взял списки поступивших за последний год и устроил «background check» по топовым из них. Внезапно оказалось, что многие из них — вообще не из Москвы, причём даже не из «илитных» семей.

Самое тяжелое было готовиться к ЕГЭ, на самом деле. Там требуется русский язык и литература, что для мультипликатора (дочка решила идти на режиссёра анимационного фильма) как-то вообще не актуально. Понятное дело, если на актёра или на режиссёра игрового кино: там ты либо сам в кадре, либо оцениваешь тех, кто в кадре. Мультипликатор же работает с образами, а не с живыми людьми.

Поскольку решили поступать буквально в последний момент, за год до экзаменов, пришлось потратиться на репетиторов и все-таки вытянуть ЕГЭ чуть выше проходных баллов. На 90-100 баллов даже надежды не было для человека, который рисует с утра и до вечера :)

И, по опыту общения с родителями на пороге ВУЗа, там детки готовились к этим экзаменам плотно несколько лет, да и сами родители 100-балльников, чаще всего, сами были преподавателями.

Но самая «мякотка» творческих вузов — именно в творческих испытаниях. ЕГЭ даёт всего 200 баллов из 500. И, в отличие от ЕГЭ, творческие конкурсы оцениваются по «плоской» шкале с большим разбросом. Там очень редко можно встретить средние значения, чаще идёт 20-40-60-80-100 баллов по каждому. Соответственно, разница между «хорошистом» и отличником по ЕГЭ в 30 баллов легко съедается всего одним творческим конкурсом, что мы и увидели на практике.

Чего мы не учли, так это влияние личности преподавателя на оценку. Примерно треть абитуриентов идёт по второму, третьему и четвёртом разу, и тут есть большая доля везения в том, насколько сильно лично твой стиль совпадает с мастером в этом году. Самые «прошаренные» начинают готовиться к конкретному мастеру задолго до поступления, и у них на выходе получаются максимальные баллы.

 Мы до последнего не знали, кто именно будет набирать в этом году, и когда узнали, поняли, что шансов там именно у нас было немного. Тут ведь «мастерская», то есть мастер берет учеников раз в 5 лет и ведёт их до выпуска. И в этом году была мастер (Орлова) с 30-летним опытом работы в роли именно художника на Союзмультфильме, то есть работы оценивались и по уровню академического рисования, в том числе. Любые элементы современного стиля, особенно что-нибудь вроде аниме — «чёрная метка». И узнали мы об этом уже после отправки творческой папки :)

Она «срезала» больше 70% абитуриентов ещё на первом туре, поставив ниже проходного балла, причем не просто «ниже», а в пределах 20-26 баллов. То есть из 140 абитуриентов около 100 получили «оплеуху» в первый же день, и это сильно повлияло на состояние и детей, и родителей впоследствии. Народ был реально подавленным, неохотно шёл на разговор.

«Лишних» людей тут не было, детки реально готовились, и подобная «двойка», я думаю, закрыла десяткам талантливых людей путь в профессию навсегда. Особенно учитывая, что результаты первого тура (заочного) публикуются вечером перед вторым. Для иногородних абитуриентов это означает приехать в Москву с надеждой поступить, утром, а уже вечером узнать, что они — не просто «не поступили», а и вылетели с первого же тура с «двойкой». Очень тяжело и по нервам, и по деньгам.

Тут нас выручило понимание особенностей мастера и анализ результатов других детей. Стало понятно, что мастеру мы не понравились, но это отнюдь не означает, что все потеряно, и стоит опускать руки. Мы заранее был готовы к подобному сценарию, поэтому подавали документы сразу в два ВГИКа — центральный и в филиал в Сергиев Посаде, причём на две специальности (режиссер анимационного фильма и режиссер мультимедиа, в качестве резерва).

В итоге мы прошли все туры в основном ВГИК на режиссёра мультимедиа с достаточно высокими для коммерческой группы баллами, а потом прошли ещё все туры в филиале тоже с хорошими результатами. Единственный минус филиала — всего 3 бюджетных места вместо 10 в основном, что делало задачу «попасть на бюджет» несколько нереалистичной, особенно учитывая что народ из центра после столь жёсткого отсева побежал в филиал.

По итогам первых двух туров в филиале в топе появились две 100-балльницы по русскому и литературе одновременно, но они внезапно упустили свои бюджетные места по итогам собеседования, где проверялось соответствие человека профессии и его общий культурный уровень. В итоге, туда прошли дети со средними баллам по ЕГЭ, но высокими творческими результатами.

Тут был выбор: идти на режиссёра мультимедиа в центр либо в филиал на режиссёра анимации или режиссёра мультимедиа на выбор. Дочка в итоге решила, что ей все-таки мультипликация ближе, и остались в филиале. Да и, честно говоря, в центре было бы сильно дороже и не хотелось брать эти риски. Там мало того, что обучение дороже, так ещё и общагу вне бюджета не представляют, и оборудование приходится брать в аренду (бюджетникам оно на халяву). Если что с папой случится за ближайшие 5 лет — кто будет этот банкет оплачивать? :)

Был ещё выбор «поступать на следующий год», но тут ещё вопрос: получилось бы на второй год? Тут, как я уже говорил, примерно треть людей пробует по несколько раз, и я разговаривал с 20-летними абитуриентами, которые не прошли и в этом году. Конкуренция — реально высокая. Допустим, в этом год из трех бюджетных мест в филиале два были заняты «второгодниками», но ещё больше второгодников остались где-то внизу на третью-четвертую попытку.

Сейчас подготавливаем дочку к жизни в общаге, в общем :)

Ну и, в вопросу о коррупции: я много пообщался и с абитуриентами, и со студентами, и с родителями во время экзаменов. Могу уверенно сказать, что «не куплено» :)

Тем, кто все-таки решит поступать, рекомендую узнавать мастера заранее и готовиться именно к нему. Ну и Третьяковка/режиссёры/основы истории России и ВГИКа, а на мультимедиа — ещё и основы актёрского мастерства/композиция. Петь/плясать/играть на музыкальных инструментах — большой плюс, вне зависимости от факультета.

Если кому интересна конкретика экзаменов/подготовки — могу ответить в комментах. Для иногородних также могу порекомендовать гостиницу/транспорт/график заезда.

VN:F [1.9.20_1166]
Rating: 5.0/5 (7 votes cast)
Как дочка во ВГИК поступала, 5.0 out of 5 based on 7 ratings