На днях заметил, что чем больше практикуюсь в принятии решений и их стресс-тестировании, тем менее уверен в своих умственных способностях. Основная причина: чем больше учишься замечать ошибки в своих суждениях, тем больше их замечаешь (неожиданно, ага).
Теперь мозг играет в те же игры по оправданию своих ошибок, только теперь уже с другой стороны поля.
Раньше, когда я принимал хреновое решение и не получал ожидаемых результатов, было просто успокоить себя чем-то вроде: «…зато я…» Чистая рационализация.
Ну или вывести красивую цепочку событий, в которой моя ошибка внезапно оказывалась единственно правильной реакцией. То есть уверенность в правильности своих решений превалировала над результатами на выходе.
Теперь я получаю гораздо больше результатов с меньшего объема работы, но не отпускает чувство того, что я ошибаюсь на каждом шагу. И подсознание уже успокаивает в виде: «Ну и что, что ошибся — результаты-то есть…»
Но самое неприятное, что это чувство «Я вечно не прав» реально давит! Смотришь на людей, которые не заморачиваются своей правотой, и видишь, что им жить проще и веселее :)
Вообще, думать тяжело: я теперь понимаю людей, которые сознательно ограничивают количество принимаемых за день решений. Сам к этому пришел естественным образом: теперь у меня рабочий день редко продолжается больше трех часов.
«Работать головой» на практике отнюдь не означает «работать мозгом». Это больше похоже на «работать на бумаге против мозга». Мозг — он ведь вечно скатывается в рационализацию, и приходится его тормозить через письменную формализацию любых идей и планов.
То есть, если я сижу и «думаю», это — безделье и отдых. Работа — это только когда я пишу. И, учитывая насколько это тяжело, приходится приоритизировать выбор принимаемых решений, в первую очередь. Иначе мозг быстро устает и уходит в анабиоз.
Второй интересный эффект, который я наблюдаю по тому же Рею Далио — становишься как бы спокойнее и дружелюбнее. Когда учишься замечать свои ошибки, параллельно привыкаешь искать рациональное зерно в действиях других людей. И находишь!
Раньше, допустим, за рулем меня бесили люди, «тошнящие» 40 км/ч. Или, наоборот, слишком резкие, в режиме «коричневый код». Теперь я себе просто представляю человека уставшего после работы или пенсионера с ослабленным зрением и реакцией в первом случае. Во втором — вдруг человеку реально нужно срочно, почему бы и не пропустить?
Третий эффект: практически перестаешь париться по поводу чужих ошибок, в принципе. Когда понимаешь, насколько часто ты сам ошибаешься, соринка в чужом глазу уже не выглядит существенной. Наоборот: радуешься тем редким моментам, где у тебя самого или у других «все идет по плану».
Если меня спросят, порекомендую ли я заниматься тем же самым, у меня уже не будет четкого ответа. Учитывая, насколько это тяжело и затратно по времени, я не вижу смысла напрягаться в малых масштабах, на бытовом уровне. Мне уже кажется, что принятие качественных решений — удел менеджеров верхнего уровня, а на средних и нижних все можно решить методом научного тыка — так оно и быстрее, и проще.
Чтобы реально работать по Action Research, нужно иметь некоторую степень свободы: как по времени, так и по ресурсам. В реактивном режиме будет неэффективно. В этом, как мне кажется, и есть основная причина слабой популярности методологии: в реальном мире редко кто настолько свободен. В академической среде, допустим, есть достаточно свободного времени для этого, в отличие от бизнеса на нижних уровнях.
Выводов тут не будет, просто делюсь ощущениями.
Свежие комментарии