Начинающие уверены, что они когда-нибудь научатся предсказывать движение цен на рынке. У них есть иллюзия, что лидеры этого рынка этому уже научились, поэтому и имеют свои миллиарды. И связано это заблуждение именно с отсутствием попыток изучить тех самых лидеров поглубже.
И опускают руки именно те люди обычно, которые живут с этим заблуждением до конца своей короткой и сумбурной карьеры в финансах. И я этот момент вполне понимаю: если ты делаешь раз за разом то, что не приносит стабильно растущих результатов, ты в итоге приходишь к выводу, что либо с рынком, либо с тобой что-то не то. Ведь в других областях своей жизни опыт постепенно приводит к повышению качества решений. А тут постепенно вырабатывается синдром выученной беспомощности: как у щенка, если его ругать и хвалить за одно и тоже.
Те же, кто не сдаются, но не избавляются от этой иллюзии, живут в режиме непрерывно рационализации: предыдущие провалы «замыливаются» в памяти, превращаются в нечто незначительное. В то же время, случайные же успехи преувеличиваются, поскольку чем сильнее хочется во что-то поверить, чем выше ставки, тем проще себя обманывать.
И в том, и в другом случае правильные выводы не делаются. И, повторю еще раз, все это — по причине лени или гордыни вида «сами с усами». Если лидеров не копать, так и продолжишь жить в своем иллюзорном мире.
Теперь давайте разбирать, чему же именно научились лидеры, в контексте предсказаний будущего?
- Будущее предсказать невозможно. Ни один из лидеров не может предсказать будущее даже на пару минут вперед. И связано это с тем, что движение цен — стохастический процесс, определяющийся множеством факторов, которые мы оценить и измерить не в состоянии, поскольку самая важная его часть протекает в головах у других людей. И не зависящие от действий людей (и абсолютно непредсказуемые) факторы тоже вносят свою неопределенность.
- Рынок — игра в «угадай, что подумают и сделают другие люди в ближайшем будущем». Движение цен определяется убеждениями и заблуждениями групп людей, а не какими-то физическими или статистическими факторами. Причем эти убеждения могут быть как самоусиливающимися (пузыри), так и самозатухающими (возврат к эффективности). Цена является как отражением настроения толпы, так и мощным фактором ее изменения.
- Предсказать направление движение цены невозможно (по этому поводу можно подробнее почитать у Ширяева в «Основы стохастической финансовой математики»). Невозможно предсказать и то, какая именно точка в будущем будет разворотной. Возможно предсказать волатильность, то есть амплитуду изменения цены, как следствие медленного распространения информации и медленного же изменения убеждений людей.
- Для зарабатывания денег нам не требуется предсказывать будущее, нам достаточно разбирать возможные сценарии и адекватно оценивать их вероятности. То есть работа на рынке превращается из лотереи в работу страхового агента, по сути. Страховщикам ведь похрену, что страховать, им важно лишь корректно рассчитывать параметры контрактов. Так, чтобы в среднем они оставались в прибыли.
- Если страховщик видит возможность минимизировать свои риски, он сможет заработать больше денег на длительных периодах. Именно поэтому маркет-нейтральные портфели будут всегда более прибыльными и стабильными, нежели попытки играть на одном инструменте. Умный страховщик никогда не возьмет клиента больше, чем на 10% своего портфеля, поскольку тогда он превратится из «владельца казино» в «покупателя лотерейного билета», какие бы вероятности там ни вырисовывались.
- Для адекватной оценки вероятностей и рисков потребуется И понимание психологии и поведения других игроков на рынке, И математика/статистика/анализ данных. Просто одни люди делают эту работу в своей голове (Баффет, который с детства зачитывался финансовыми отчетами), а другие — на компьютерах (Саймонс, Аснесс, Атаман и т.д.) И, учитывая соотношение количества первых ко вторым, и на их результаты в текущем режиме рынка, я бы все-таки ставил именно на автоматизированный анализ данных, а не на самообучение. Человек заведомо будет сливать кластеру с неограниченной памятью и безупречной логикой в миллионы раз быстрее нашего мозга.
- Простым анализом данных, без понимания процессов, лежащих в основе, далеко не уедешь. Именно по этой причине адепты машинного обучения обламываются: очень легко подстроить нейросетку под прошлое, но с реальной правой стенкой все разваливается. Да, нейросеть легко обучается всему, в том числе и шуму. И для того, чтобы указать ей, что именно является шумом, а что — сигналом, нужен все-таки человек, который бы понимал суть тех процессов, которые мы изучаем. То же самое происходит и с теми, кто пытается применять голую математику, без попыток понять рынок поглубже. Он превращается в ту самую модель машинного обучения, только вручную. С «дата-майнингом» и «оверфиттингом», об этом можно подробнее узнать у Маркоса Лопеза ди Прадо.
- «Ноги» у движения цен на рынке растут из психологии людей. Она — неизменна, и именно психологические факторы могут и должны использоваться в качестве основных факторов своих моделей. Да, их тоже можно формализовать и просчитать, было бы желание. Тот самый индикатор «режима рынка», который описывал Атаман, является, по своей сути, индикатором текущего настроения толпы.
- То, что невозможно проверить на истории, не может являться фактором в наших моделях. Смотри пункт 4. Наши личные убеждения и анекдотичные примеры не дадут положительных результатов на длительных периодах. Изучение истории и лидеров — лучший способ улучшить свои модели за минимально возможное время. Успех лидеров = качество их моделей, по крайней мере для текущего режима рынка.
- Даже если лидеры и начинают «сливать», все равно есть смысл их изучать, хотя бы ради того, чтобы быть готовым к наступлению привычного для них режима. Рынок цикличен. То, что работало вчера, может перестать работать завтра, и наоборот. Весь вопрос — именно в текущем режиме, и мы живем в рамках длинных циклов, длиннее активной жизни взрослого человека. Изучение истории никому еще не навредило.
- Возможности для игры даже на статистических характеристиках, особенно для «одиноких волков» будут неизбежно сокращаться по мере упрощения и популяризации технологий. Чем популярнее, объемнее и «белее» рынок — тем быстрее. Сейчас мы наблюдаем быстрый переход от активного управления к пассивному, то есть к «доброму старому долгосрочному инвестированию». И, с точки зрения долгосрочных результатов, лучше все-таки копать именно в этом направлении.
Дополните, пожалуйста, в комментах, если я вдруг что-то упустил.
Макс, расскажи какие методы оценки вероятностей и рисков используются на фондовом рынке?
Я сейчас сам все это дело изучаю, и буду делиться по ходу. То есть я отнюдь не «гуру» и не «лидер», и даже не надеюсь ими стать.
Моя роль — «студент», который рассказывает о том, что он понял сам для себя. И делюсь я всем этим ради того, чтобы услышать критику своих идей и подходов от более опытных людей.