Контекст: Этот пост был написан вечером 18-го января 2022 года, поскольку я пишу с запасом в очередь публикации.
Был у меня соблазн анализировать сантимент, да с машинным обучением, не скрою. Пока не почитал Сороса, Шиллера и алготрейдеров немного и не понял, что сантимент — производная цены, а не наоборот.
Итак, о чем я говорю?
Допустим, месяц назад мы видели рост русского рынка, а сейчас мы видим его жесткое падение. Если кому интересно, может понаблюдать «пульс» по Газпрому на Тинькове в реальном времени. Если к моменту публикации поста падение продолжится, можете еще понаблюдать вживую.
Месяц назад в пульсе преобладал позитивный настрой, вкупе с толпой резко прибыльного народа, которые подняли деньги («инвесторы греют руки»). Особенно это было заметно на пике. Но, как только рынок начал откатываться, начал меняться и сантимент. И, если бы вы пытались использовать сантимент для поиска торговых идей, вы бы так же отставали от рынка, как и толпа.
У Сороса это объясняется как «boom-bust cycles», по-русски — «циклы пузырей на рынке». Причем он говорит о том, что цена влияет не только на сантимент толпы, но и на фундаментальные показатели. То есть рассматривать цену исключительно как следствие фундаментала тоже нельзя.
С точки зрения психологии тут все просто: рационализация и когнитивный диссонанс. Сначала — рационализация потерь вида «я тут надолго, неча суетиться» (незапланированное превращение спекулянта в «инвестора», это если без плеча повезло зайти), потом — когнитивный диссонанс вида принятия реальности и переобувания на лету. И основной вопрос — в том, что «реальность» — она в цене, а не в головах. Смыть-повторить на противоходе.
Что же можно из этого вытащить?
Допустим, покататься вместе с толпой, пытаясь понять точку, где дальнейшее движение цены не найдет поддержку у еще оставшихся вне рынка. Это если подходит заведомо рисковый подход к ведению этого бизнеса, в стиле самого Сороса и его помощников — Нидерхоффера и Друкенмиллера. Именно так они ловили движухи в обоих направлениях, отнюдь не пытаясь угадать рынок, но лишь следя за ценой по своим внутренним моделям.
Но, учитывая их результаты в последнее время и уровень риска, я бы не стал таким баловаться, а лучше искал бы более адекватные модели. Это не означает, что модель Сороса изучать не стоит — она все-таки очень хорошо объясняет процессы на рынке. Но вот найти адекватный подход к ее использованию сложно. Сам Сорос признает, что она плохо поддается формализации.
Причиной этого является следующий момент: временные откаты цены (dip) являются фактором поддержки и усиления процесса, поэтому нет смысла ловить вершины или дно — будет слишком много ложных входов. Получается, что в момент «хорошего» входа наша позиция будет далеко от вершины, и мы все равно будем в растерянности по поводу того — реальная ли это вершина, или очередной откат?
Самое интересное следствие этой модели (и это подтверждается Шиллером) — рост и падение популярности долгосрочного инвестирования в зависимости от фазы рынка. Причем и там, и там, на медийную поверхность всплывает «мудрость предков» в виде соответствующих пословиц и изречений тысячелетней давности. Вроде: «Вот видите, даже древние нас поддерживают, этой теме — миллиарды лет!»
И, учитывая что рынок большую часть времени растет на нашей памяти, нынешнее поколение будет более благосклонно к идее долгосрочного инвестирования, как и к фондовому рынку, в частности. Тем, кто не совсем понимает, о чем я сейчас говорю, напомню следующий момент: в истории Баффета и Торпа был момент, когда рынок болтался во флете почти 15 лет (!).
То есть народ тупо ушел с фондового рынка, полностью. Именно на этом фоне стали возможны покупки компаний ниже их балансовой стоимости, на чем Баффет и сделал свои первые миллионы. И он был сыном нищего брокера, который закрыл свою лавку и ушел в политику после предыдущего кризиса по той же причине. В те времена быть брокером было не просто «не выгодно», это было пятно на репутации, и все вокруг винили именно их в тяжелой экономической ситуации в стране и в мире.
И, учитывая цикличность рынка, вполне возможен момент, что и мы почувствуем на себе этот «флет» после затяжного падения. И, да: в далекой-предалекой перспективе мудрыми будут выглядеть именно те, кто «ходлил», но вот пережить несколько пятилеток нулевых доходов с рынка смогут не только лишь все. Опять все по «мудрости предков»: «Рынок — место перетока бабла от суетливых к терпеливым». И (сюрпрайз и повод еще раз перечитать последние 4 абзаца) эта фраза начала всплывать именно сейчас, внезапно :)
Свежие комментарии