Дэвид Сигел

David Siegel (60 лет) — сооснователь Two Sigma — одного из самых успешных хедж-фондов (58 миллиардов в управлении, 30% годовых), активно применяет искусственный интеллект в финансах, популяризирует его и занимается венчурными инвестициями в этой области. Личное состояние — около 6.5 миллиардов.

Родился в небогатой семье в Бронксе (трущобы по тем временам, всего лишь 10% белого населения), но рано увлекся технологиями. В старших классах уже преподавал программирование. Сам паял свои первые компьютеры и вообще дружил с электроникой. В 12 лет уже кодил для суперкомпьютера той эпохи в местном университете.

Окончил средней руки университет по компьютерным наукам, перешел в MIT и писал свою кандидатскую диссертацию аж 8 лет, попутно занимаясь искусственным интеллектом и сенсорами для роботов. Он сам благодарен тому, что родители и государство дали ему возможность спокойно учиться и работать все эти годы, чтобы он наработал опыт и знания для последующих проектов.

Из «гнезда» он выпал уже ближе к 30 годам, и пошел работать к Дэвиду Шоу — одному из самых успешных менеджеров хедж-фондов. Там же, кстати, работал и Джеф Безос. И существует легенда, что в обязанности Безоса входил анализ рынка, что и дало ему идею заняться именно продажей книг, да и вообще строить онлайн-ритейл.

Сам Сигел изучением рынка не занимался, он был «технарем» — начальником айти. Параллельно с работой запустил свой первый стартап — прообраз современного Robinhood. Этот стартап даже совершил первую в мире частную сделку с акциями в онлайне и был продан впоследствии Merril Lynch. Мне кажется, тут он просто опередил свое время: если бы начинал сейчас, был бы шанс получить сразу 30 миллионов активных клиентов.

Затем устроился на ту же позицию CIO к Полу Тюдору Джонсу, параллельно запустив еще один свой стартап — один из первых сервисов социальных закладок Blink. Опять же слишком рано, по моему мнению.

В 2001 году, на фоне кризиса дот-комов, основал Two Sigma вместе с Джоном Овердеком и Марком Пакардом. Этот фонд запускался на идее того, что если применить научный подход к анализу данных, можно вытащить альфу в товарных масштабах. И, набрав мотивированных людей, дав им полную свободу и избавив их от стрессов и дедлайнов, у них все-таки получилось этого добиться.

Two Sigma выделяется на фоне прочих высокой прибылью на капитал (около 60 миллиардов), но в моменты кризиса просаживается сильнее других, что как бы намякивает на плечи и уровень риска. В этот раз уже Сигел отвечает за бизнес (благо, опыта предыдущих стартапов хватает), а Овердек — за математику.

Сигел построил менеджмент на тех же принципах, по которым он сам занимался наукой — дать людям «универсальный базовый доход», отойти в сторону и не мешать. Сотрудники абсолютно свободно могут тратить значительное время на какие-то левые проекты в области искусственного интеллекта, для них организована большая и оснащенная лаборатория, высокотехнологичная «песочница». Там можно заниматься идеями из реального мира и публиковать свои научные работы. Помогать другим командам в этой области из других компаний и университетов.

С 2016 года пытались краудсорсить торговые идеи, сначала запустив игру с виртуальным соревнованием за захват территорий, и потом — организовав соревнование уже именно по трейдингу на Kaggle. Но, учитывая судьбу Quantopian, эта идея вряд ли даст хорошие торговые идеи. С другой стороны, они получают приток хороших кандидатов и, учитывая дефицит математиков на рынке, именно для них это может сработать.

Сам Сигел любит искусственный интеллект и с удовольствием отвечает на вопросы и дает интервью по этому поводу. Он хорошо видит индустрию, и от него можно услышать какие-то ценные детали и ответы на вопросы.

На текущий момент в компании работает больше 1,400 сотрудников, но доходы фонда в последнее время упали. Как мне кажется, тут сказывается и возросшая конкуренция, и отсутствие фокуса именно на финансах: видно, что Сигел видит более эффективное применение ИИ в других отраслях, и активно инвестирует именно туда. Как мне кажется, он воспринимает свой фонд всего лишь как ступеньку к следующим проектам уже из реального мира.

Еще его напрягает, когда клиенты бегут при просадке, поэтому после первого же кризиса они разогнали всех вкладчиков «с улицы» и оставили только тех, кто верит в светлое будущее технологий. Сам он уверен, что даже если искусственный интеллект и захоботит рабочие места, люди без работы не останутся: «Можно поухаживать за стариками и больными, допустим — количество пенсионеров ведь растет.» (С)

Но вот молодежи он рекомендует изучать именно айти, в первую очередь. И не ради того, чтобы идти на галеру, а чтобы воспользоваться автоматизацией в своей области, когда она туда неизбежно придет.

У него — хорошо диверсифицированный портфель: и финансы, и страховщики, и недвижка, и венчурный фонд. То есть он абсолютно спокойно относится к «черной полосе» в финансах, да и вообще наслаждается жизнью и любимой работой.

Его интервью, к сожалению, не так много. И однофамильцев хватает, сложно было искать. Но все равно рекомендую посмотреть: интересно послушать про настоящее и будущее технологий. Но вот про финансы он говорит мало: заметно, что ему это уже не особо интересно.

Подборка его интервью и выступлений
Полный список лидеров